Пресс-центр (Статьи)

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ

Опыт работы автора статьи в качестве специалиста, инспектирующего градостроительную документацию (проекты планировки территорий) на предмет соблюдения основных нормативных требований к решениям по транспортному обслуживанию территорий, позволил сформировать один неутешительный вывод: в настоящее время имеется два основных, но при этом разнонаправленных отношения к процессу градостроительного проектирования.

  1. Формализация устремлений девелоперских компаний сформировать наиболее плотную застройку на принадлежащих им земельных участках. Концентрация на решении тактических задач и пренебрежение к решению стратегических вопросов дальнейшего функционирования создаваемой городского среды.

  2. Решение инженерных задач любой сложности в ходе процесса градостроительного освоения территорий. Увязка принимаемых решений со всеми заинтересованными сторонам процесса.

Надо отметить, что под тактическими задачами следует понимать вопросы жизнедеятельности проектируемых объектов недвижимости как таковых, а именно потребности в водо-, газо-, электро-, теплоснабжении, водоотведении и т.п. Как правило, при применении первого подхода к проектированию, рассмотрение вопросов транспортного обеспечения территории уходит из поля зрения проектировщиков и заказчиков градостроительной документации на второй план. Существующая улично-дорожная сеть представляется им в большинстве случаев достаточной для функционирования планируемых объектов. Проектные решения, связанные с формированием транспортной инфраструктуры, не отражают реальных проблем и потребностей территории и остаются, по большей части, формальными. Наиболее ярким примером такого отношения является печальный опыт точечной застройки, как исторического центра Санкт-Петербурга, так и его современных селитебных, а проще говоря «спальных», районов.

Понимание того факта, что применение первого подхода наносит ущерб будущему городской жизни, приводит ряд наиболее сознательных девелоперских компаний к необходимости решения всего спектра проблем развития территории еще до их появления, еще до принятия решения о разработке на интересующую территории проектов планировки и проектов межевания. Нацеленность на подобный (второй) подход заставляет по-новому  взглянуть на потребность в проработках, обосновывающих то или иное решение. В определенных случаях появляется необходимость выполнения внестадийных по этапности и отраслевых по виду предпроектных работ, которые, во-первых,  определяют стратегические направления развития в рамках своей специфики, а во-вторых, помогают определить неочевидные проблемы и предлагают варианты их решения.

Примером такого подхода может служить выполненная ЗАО «Институт «Трансэкопроект» по заказу ЗАО «СевНИИГиМ» Концепция транспортного обеспечения территории п. Новоселье, входящего в состав Муниципального образования «Аннинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Концепция). Причиной, по которой было принято решение о разработке Концепции, являлся недостаточный уровень проработки решений по развитию транспортной инфраструктуры в имевшейся градостроительной и иной предпроектной документации. Кроме того, значительный планируемый объем строительства требовал более пристального внимания к проблемам будущего транспортного обслуживания территории.

Основными задачами Концепции являлись:

  • формирование предложений по развитию магистральной улично-дорожной сети п. Новоселье
  • формирование предложений по подключению территории п. Новоселье к опорной магистральной сети Санкт-Петербурга;
  • установление параметров планируемого развития элементов улично-дорожной сети в границах проектирования.

В ходе работы было проанализировано современное состояние транспортной инфраструктуры, а также оценены перспективы развития улично дорожной сети поселка.

Проведено натурное обследование интенсивности и состава транспортных потоков.
Стоить отметить, что особенностью рассматриваемой территории является прохождение по северной границе поселка трассы Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД). В связи с этим, наиболее сложным, в ходе разработки Концепции, был вопрос о возможности использования существующих транспортных узлов на КАД (развязка на пересечении КАД с Красносельским шоссе) для подключения района проектирования. Выяснилось, что параметры данной развязки не позволяют провести её полноценную реконструкцию, а это, в свою очередь, означает, что нет возможности увеличить пропускную способность узла на перспективу. При условии планируемого жилищного строительства в Новоселье этот факт мог вызвать в будущем серьезные сложности на улично-дорожной сети в пиковые периоды суток в виде систематических заторов на выезде и въезде в район.

Решением данной проблемы явилось предложение о создании дополнительного подключения к КАД в западной части п. Новоселье и объединении предлагаемых съездов с существующей транспортной развязкой на пересечении с Красносельским шоссе в единый узел путем продления существующих местных локальных проездов на КАД. Дополнительно, Концепцией была предложена реконструкция существующей транспортной развязки КАД с перспективной Магистралью №15 с доведением схемы развязки до «полного клевера» и подключением к магистральной УДС п. Новоселье.

Вкупе с вышеуказанными решениями Концепция предложила следующие основные направления развития транспортной инфраструктуры п. Новоселье:

  • формирование магистральной улично-дорожной сети, сложенной магистральными улицами общегородского и районного значения;
  •  расширение функционального назначения саморегулируемого узла в коридоре Красносельского шоссе для реализации отнесенных левоповоротных маневров;
  • формирование новой разветвлённой автобусной сети с размещением отстойно-разворотных площадок;
  • прохождение трассы ЛРТ по южной и восточной границам п. Новоселье с выходом к планируемой станции метрополитена «Сосновая Поляна»;
  • формирование на территории проектирования каркаса улиц местного значения с подключением к магистральной сети;
  • завершение формирования существующей сети улиц местного значения на территории проектирования;
  • строительство внеуличных пешеходных переходов;
  • создание новых объектов обслуживания индивидуальных транспортных средств;
  • организация светофорного регулирования.

Эффективность мероприятий по развитию улично-дорожной сети и системы городского пассажирского транспорта была обоснована расчётами ожидаемой интенсивности движения автотранспорта и уровней загрузки планируемой улично-дорожной сети. Данная работа была проведена специалистами Кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ) под руководством заведующего кафедрой, доктора экономических наук, доцента А.И. Солодкого с применением современного программного комплекса AIMSUN (Advanced Interactive Microscopic Simulator for Urban and Non-urban Networks), разработанный фирмой TSS (Transport Simulation Systems). Дополнительно выполнено имитационное микромоделирование транспортных потоков в наиболее характерных узлах сети. Приведенные в материалах работы модельные расчеты перспективной интенсивности движения и уровней загрузки показали, что предлагаемые Концепцией мероприятия позволят обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания п. Новоселье в будущем.

Касаясь цифр, можно отметить, что предлагаемые Концепцией мероприятия в условиях градостроительного освоения территорий позволят увеличить протяженность и плотность магистральной улично-дорожной сети в 12 и  2.7 раза соответственно.

Итогом работы стала разработка «Схемы транспортного обеспечения территории проектирования в границах территории проектирования» с обозначением рекомендованных мероприятий по транспортному обеспечению территории (рис. 1). В последствие данная схема ляжет в основу проектных решений, принимаемых на стадии подготовки документации по планировке территорий п. Новоселье.


Рис. 1. Концепция транспортного обеспечения территории на 2025 г. и 2033 г.

Отмечу в заключение, что концептуальная проработанность транспортных решений создает существенные предпосылки для более оперативной подготовки материалов проекта планировки территории, способствует сокращению затрат времени и трудовых ресурсов на выполнение транспортного раздела в его составе, исключению пагубных ошибок проектирования. Это обстоятельство особенно важно при градостроительном освоении сложных и емких (площадью более 250 га) территорий.

С.А. Авессаломов
Главный инженер проекта отдела градостроительного проектирования
ЗАО «Институт «Трансэкопроект»



[Вернуться назад]