Пресс-центр (Статьи)
КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ
Опыт работы автора статьи в качестве специалиста, инспектирующего градостроительную документацию (проекты планировки территорий) на предмет соблюдения основных нормативных требований к решениям по транспортному обслуживанию территорий, позволил сформировать один неутешительный вывод: в настоящее время имеется два основных, но при этом разнонаправленных отношения к процессу градостроительного проектирования.
Формализация устремлений девелоперских компаний сформировать наиболее плотную застройку на принадлежащих им земельных участках. Концентрация на решении тактических задач и пренебрежение к решению стратегических вопросов дальнейшего функционирования создаваемой городского среды.
Решение инженерных задач любой сложности в ходе процесса градостроительного освоения территорий. Увязка принимаемых решений со всеми заинтересованными сторонам процесса.
Надо отметить, что под тактическими задачами
следует понимать вопросы жизнедеятельности проектируемых объектов недвижимости
как таковых, а именно потребности в водо-, газо-, электро-, теплоснабжении,
водоотведении и т.п. Как правило, при применении первого подхода к проектированию,
рассмотрение вопросов транспортного обеспечения территории уходит из поля
зрения проектировщиков и заказчиков градостроительной документации на второй
план. Существующая улично-дорожная сеть представляется им в большинстве случаев
достаточной для функционирования планируемых объектов. Проектные решения, связанные
с формированием транспортной инфраструктуры, не отражают реальных проблем и
потребностей территории и остаются, по большей части, формальными. Наиболее
ярким примером такого отношения является печальный опыт точечной застройки, как
исторического центра Санкт-Петербурга, так и его современных селитебных, а
проще говоря «спальных», районов.
Понимание того факта, что применение первого подхода наносит ущерб будущему городской жизни, приводит ряд наиболее сознательных девелоперских компаний к необходимости решения всего спектра проблем развития территории еще до их появления, еще до принятия решения о разработке на интересующую территории проектов планировки и проектов межевания. Нацеленность на подобный (второй) подход заставляет по-новому взглянуть на потребность в проработках, обосновывающих то или иное решение. В определенных случаях появляется необходимость выполнения внестадийных по этапности и отраслевых по виду предпроектных работ, которые, во-первых, определяют стратегические направления развития в рамках своей специфики, а во-вторых, помогают определить неочевидные проблемы и предлагают варианты их решения.
Примером такого подхода может служить выполненная ЗАО «Институт «Трансэкопроект» по заказу ЗАО «СевНИИГиМ» Концепция транспортного обеспечения территории п. Новоселье, входящего в состав Муниципального образования «Аннинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Концепция). Причиной, по которой было принято решение о разработке Концепции, являлся недостаточный уровень проработки решений по развитию транспортной инфраструктуры в имевшейся градостроительной и иной предпроектной документации. Кроме того, значительный планируемый объем строительства требовал более пристального внимания к проблемам будущего транспортного обслуживания территории.
Основными задачами Концепции являлись:
- формирование предложений по развитию магистральной улично-дорожной сети п. Новоселье
- формирование предложений по подключению территории п. Новоселье к опорной магистральной сети Санкт-Петербурга;
- установление параметров планируемого развития элементов улично-дорожной сети в границах проектирования.
В ходе работы было проанализировано
современное состояние транспортной инфраструктуры, а также оценены перспективы
развития улично дорожной сети поселка.
Проведено натурное обследование
интенсивности и состава транспортных потоков.
Стоить отметить, что особенностью
рассматриваемой территории является прохождение по северной границе поселка трассы
Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД). В связи с этим, наиболее
сложным, в ходе разработки Концепции, был вопрос о возможности использования
существующих транспортных узлов на КАД (развязка на пересечении КАД с
Красносельским шоссе) для подключения района проектирования. Выяснилось, что
параметры данной развязки не позволяют провести её полноценную реконструкцию, а
это, в свою очередь, означает, что нет возможности увеличить пропускную
способность узла на перспективу. При условии планируемого жилищного
строительства в Новоселье этот факт мог вызвать в будущем серьезные сложности
на улично-дорожной сети в пиковые периоды суток в виде систематических заторов
на выезде и въезде в район.
Решением данной проблемы явилось
предложение о создании дополнительного подключения к КАД в западной части п. Новоселье
и объединении предлагаемых съездов с существующей транспортной развязкой на
пересечении с Красносельским шоссе в единый узел путем продления существующих
местных локальных проездов на КАД. Дополнительно, Концепцией была предложена реконструкция
существующей транспортной развязки КАД с перспективной Магистралью №15 с
доведением схемы развязки до «полного клевера» и подключением к магистральной
УДС п. Новоселье.
Вкупе
с вышеуказанными решениями Концепция предложила следующие основные направления
развития транспортной инфраструктуры п. Новоселье:
- формирование магистральной улично-дорожной сети, сложенной магистральными улицами общегородского и районного значения;
- расширение функционального назначения саморегулируемого узла в коридоре Красносельского шоссе для реализации отнесенных левоповоротных маневров;
- формирование новой разветвлённой автобусной сети с размещением отстойно-разворотных площадок;
- прохождение трассы ЛРТ по южной и восточной границам п. Новоселье с выходом к планируемой станции метрополитена «Сосновая Поляна»;
- формирование на территории проектирования каркаса улиц местного значения с подключением к магистральной сети;
- завершение формирования существующей сети улиц местного значения на территории проектирования;
- строительство внеуличных пешеходных переходов;
- создание новых объектов обслуживания индивидуальных транспортных средств;
- организация светофорного регулирования.
Эффективность мероприятий по развитию улично-дорожной сети и системы городского пассажирского транспорта была обоснована расчётами ожидаемой интенсивности движения автотранспорта и уровней загрузки планируемой улично-дорожной сети. Данная работа была проведена специалистами Кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ) под руководством заведующего кафедрой, доктора экономических наук, доцента А.И. Солодкого с применением современного программного комплекса AIMSUN (Advanced Interactive Microscopic Simulator for Urban and Non-urban Networks), разработанный фирмой TSS (Transport Simulation Systems). Дополнительно выполнено имитационное микромоделирование транспортных потоков в наиболее характерных узлах сети. Приведенные в материалах работы модельные расчеты перспективной интенсивности движения и уровней загрузки показали, что предлагаемые Концепцией мероприятия позволят обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания п. Новоселье в будущем.
Касаясь цифр, можно отметить, что предлагаемые Концепцией мероприятия в условиях градостроительного освоения территорий позволят увеличить протяженность и плотность магистральной улично-дорожной сети в 12 и 2.7 раза соответственно.
Итогом работы стала разработка «Схемы транспортного обеспечения территории проектирования в границах территории проектирования» с обозначением рекомендованных мероприятий по транспортному обеспечению территории (рис. 1). В последствие данная схема ляжет в основу проектных решений, принимаемых на стадии подготовки документации по планировке территорий п. Новоселье.
Рис. 1. Концепция транспортного обеспечения территории на 2025 г. и 2033 г.
Отмечу в заключение, что концептуальная проработанность транспортных решений создает существенные предпосылки для более оперативной подготовки материалов проекта планировки территории, способствует сокращению затрат времени и трудовых ресурсов на выполнение транспортного раздела в его составе, исключению пагубных ошибок проектирования. Это обстоятельство особенно важно при градостроительном освоении сложных и емких (площадью более 250 га) территорий.
С.А. Авессаломов
Главный инженер проекта отдела градостроительного
проектирования
ЗАО «Институт «Трансэкопроект»